Доклад о деятельности в 2005 году

 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

ДОКЛАД

от 1 марта 2006 г. N 3

 

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2005 ГОД

 

"Государство есть нечто иное,

как сила, отданная на служение праву."

(Леон Дюги)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные (всеобщие) ценности, - права и свободы человека стоят на одном из первых мест. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет права человека обрели современную форму, современное понимание. Права человека и основные свободы как фундаментальные ценности современной цивилизации всегда будут иметь существенно важное значение, поскольку их имеет или должен иметь человек. Права человека - это права, которыми человек наделен в силу принадлежности к человеческому роду. В то же время они обусловлены социально-экономическими условиями жизни, политическим режимом, природой государства.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. Таким образом, правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

В преамбуле "Всеобщей декларации прав человека" 1948 года отмечается, "что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира". Здесь же подчеркивается и то, что "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества".

Актуальность проблемы прав человека имеет особый смысл для России в условиях перехода от тоталитаризма к демократии. Решение проблемы прав человека в России равнозначно созданию основ ее рациональной безопасности. Если же иметь в виду один из субъектов Российской Федерации - Республику Саха (Якутия) - то вопросы сбалансированности личной свободы и общественной необходимости являются важной предпосылкой его стабильного развития в составе демократической России.

Конституция Российской Федерации закрепила положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, также местного самоуправления.

Современная ситуация с правами человека в России представляет собой причудливую смесь из очевидных достижений, особенно в сравнении, и явных патологий с точки зрения международных гуманитарных стандартов. Какие-то права человека, найдя свою нишу в современном российском обществе, в основном соблюдаются, другие, наоборот, из года в год попираются при явном попустительстве, как государства, так и широкой общественности. Соблюдение одних прав имеет в основном позитивную динамику: степень их защищенности медленно, но верно повышается; другие переживают явный регресс; степень защищенности третьих так и застыла на уровне перестроечного прорыва. Очень трудно в рамках привычного понимания "успеха-неуспеха" оценить пятнадцатилетний опыт освоения прав человека российским народом и государством.

Реальная жизнь большинства граждан по-прежнему представляет собой сплошную череду больших и малых покушений на их свободу и человеческое достоинство. Созданная в ходе реформ государственная система гарантий соблюдения прав человека пока малоэффективна, а зачастую и просто беспомощна. В России по-прежнему и незаметно для самих себя все не уважают права всех, а человеческое достоинство и свобода, несмотря на очевидную и формально признаваемую моральную ценность, остаются на периферии "российской ментальности". Права человека в России даже не нарушают, их просто не замечают.

Правовое государство для выполнения своей основной функции - защиты и охраны прав и свобод граждан - должно иметь систему процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав и свобод личности. Одним из демократических органов, призванных отстаивать и защищать права граждан стал институт Уполномоченного по правам человека, который существует уже более чем в 100 странах мира. В Российской Федерации институт омбудсмена еще сравнительно молод и находится на стадии становления. На сегодняшний день действует как федеральный Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (В.П. Лукин), так и уполномоченные по правам человека в 33 субъектах Российской Федерации.

2005 год останется в памяти многих людей как юбилейный в связи с 60-летием Великой победы. Вместе с живыми участниками боевых действий Великой Отечественной и 2 мировой войн. Это горько, что материальный долг перед 80 - 90-летними ветеранами еще не исполнен государством. Много сделано в Год ветеранов и в нашей северной республике, так далеко расположенной за линией фронта, но с обожженной огнем войны каждой семьей.

2005 год войдет в новейшую историю и как первый год реализации социальной реформы в России, когда многие социально незащищенные категории населения на практике столкнулись с "суперзаконом".

2005 год стал началом реализации новой жилищной политики России в связи со вступлением в силу Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года.

2005 год - Год гражданственности в связи 55-летием Европейской Конвенции защиты прав человека и основных свобод стал годом широкого правового просвещения населения.

2005 год в целом характеризуется как стабильный и в экономической, и в политической жизни республики. Люди обращались к Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) по проблемам, касающимся всех сторон их жизни, с надеждой быть услышанными властью.

В соответствии со ст. 30 республиканского Закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" настоящий третий Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2005 год направляется Президенту Республики Саха (Якутия), в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), в Конституционный суд Республики Саха (Якутия), в Верховный суд Республики Саха (Якутия), в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), Прокурору Республики Саха (Якутия). Кроме того Доклад предоставляется вице-президенту Республики Саха (Якутия), главам муниципальных образований районов (улусов), Полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Институт Омбудсмена, общественным представителям и общественным экспертам Уполномоченного по правам человека, в библиотеки республики. Настоящий Доклад подлежит обязательному опубликованию в республиканских газетах "Саха сирэ", "Якутия".

Задачей ежегодного доклада является информирование органов власти и населения о деятельности правозащитного органа государственной власти республики, привлечение внимания всех ветвей власти, правоохранительных и муниципальных органов, всех должностных лиц, а также широкой общественности к проблемам защиты прав и свобод человека, необходимости их признания, соблюдения и защиты, для принятия мер, устраняющих препятствия в реализации положений Конституции Российской Федерации, декларирующей права и свободы человека и гражданина высшей ценностью общества и государства.

Должность Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения и уважения их государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами республики.

Как посредник между обществом и государством, между человеком и властной структурой новый конституционный орган государственной власти как особый институт власти выступает независимым арбитром, не заменяя и не подменяя другие органы власти либо должностных лиц. Таким образом, с одной стороны, Уполномоченный по правам человека способствует совершенствованию деятельности органов власти и должностных лиц, повышению авторитета власти в глазах общества, с другой стороны, содействует восстановлению нарушенных прав людей, предотвращая негативные последствия, служит более полной реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Главным направлением деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) как нового несудебного правозащитного государственного института согласно Конституции и республиканскому Закону "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" от 17 октября 2002 года, является рассмотрение заявлений, жалоб граждан и принятие мер по восстановлению нарушенных прав при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с организациями, должностными лицами, общественными объединениями и СМИ. Уполномоченный по правам человека вправе в своих заключениях давать оценку конституционности и правомерности деятельности властей, побуждая тем самым к неукоснительному соблюдению конституционных требований в сфере соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Настоящий доклад включает в себя результаты деятельности Уполномоченного по правам человека, оценку ситуации по результатам мониторинга соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также рекомендации по устранению имеющихся нарушений прав и свобод граждан в Республике Саха (Якутия). В нем содержатся оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, указаны государственные органы, организации и должностные лица, допустившие нарушения прав и свобод и не предпринявшие своевременных мер по защите и восстановлению прав граждан.

В основе ежегодного доклада лежат обобщения итогов рассмотрения жалоб и заявлений граждан и иных лиц, сведений, полученных в ходе их рассмотрения, информации общественных представителей Уполномоченного по правам человека в городах и улусах республики, общественных экспертов, общественных организаций и средств массовой информации.

При подготовке доклада также были использованы материалы конференций, семинаров, круглых столов, проведенных Уполномоченным по правам человека в Республике Саха (Якутия) или с его участием, а также представленные органами различных уровней власти сведения в связи с рассмотрением Доклада Комиссара по правам человека Совета Европы.

Доклад состоит из отдельных тематических разделов, показывающих различные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия): работу по защите и восстановлению нарушенных прав граждан, просветительскую деятельность по вопросам прав и свобод личности, взаимодействие с различными государственными и общественными институтами и т.д.

В каждом разделе доклада содержатся выводы и предложения, призванные содействовать защите, восстановлению или развитию прав человека в Республике Саха (Якутия).

 

Раздел I. СТАТИСТИКА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБРАЩЕНИЙ

 

В 2005 году к Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) поступило 1 490 обращений (в 2004 году - 1 123), из которых 682 - поступившие в Аппарат Уполномоченного по правам человека, 808 - через общественных представителей Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в городах и улусах (районах).

Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина. Одной из основных форм является заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод.

За 2005 год выдано 92 заключения, в т.ч.:

- о нарушении права на справедливое судебное разбирательство - 46 (50%);

- о нарушении жилищных прав - 25 (27%);

- о нарушении права на социальное обеспечение и оплату больничного листка - 8 (9%);

- о нарушении трудовых прав - 4 (4%);

- о нарушении прав КМНС - 2 (2%);

- о нарушении земельных прав - 1 (1%);

- о нарушении родительских прав - 1 (1%);

- о нарушении права на психиатрическую помощь - 1 (1%);

- о нарушении права на безопасную окружающую среду - 1 (1%);

- о нарушении права на приватизацию - 1 (1%).

 

Таблица 1.

 

Обращения и личный прием граждан

 

               Действия               

Обращения граждан

 

  Общее  
количество

  %  

Всего:                                

  1 490  

 100 

Принято Уполномоченным на личном приеме

    360  

  24 

Принято общественными представителями 
Уполномоченного по правам человека    


    808  


  54 

Письменные обращения                  

  1 360  

  91 

 

Во время личного приема Уполномоченным по правам человека сразу восстановлены нарушенные права по 17 обращениям (4,7%), устно обратились на прием 107 лиц (30%), что свидетельствует о важности личного общения с правозащитником; ограничились личной консультацией - 110 (31%), в т.ч. по трудовым вопросам - 24, жилищным - 23, несогласие с судебными решениями - 15, по уголовному процессу, по земельным вопросам, льготам инвалидам и социальному обслуживанию - по 5, по семейным конфликтам, коммунальным проблемам и по правам детей - по 4 и др., что говорит о высоком уровне личного приема и авторитете Уполномоченного по правам человека.

233 обращения приняты для рассмотрения, из которых:

- полностью удовлетворено - 87 (24,2%);

- частично удовлетворено - 17 (4,7%);

- помощь в виде письменных консультаций - 80 (22,2%);

- контроль за деятельностью органов - 31 (8,6%);

- признание нарушенного права и в производстве - 18 (5%).

Таким образом, по результатам личного приема полностью или частично удовлетворено 121 заявление - 33,6%, удовлетворены консультацией по 190 обращениям - 53,2%.

Из числа обратившихся граждан в Аппарат Уполномоченного по правам человека мужчины составляют 54%, женщины - 41%, что говорит о разной доле активности этих категории граждан в стремлении защитить свои права (см. таблицу 2).

 

Таблица 2.

 

Гендерный состав заявителей

 

 N
п/п

    Гендерный состав    

        Обращения       

Общее количество

   %   

 1

         Мужчины        

      363      

   54  

 2

         Женщины        

      282      

   41  

 3

      Коллективные       

       35      

    5  

 

Из общего числа обращений к Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) в разрезе муниципальных образований большую часть составляют обращения граждан, проживающих в г. Якутске - 678, что составляет 46% из всех обратившихся. Обращения из Сунтарского улуса составили 157 обращений, что составляет 11% от общего количества. На третьем месте Ленский район, доля обратившихся за помощью к Уполномоченному по права человека и его общественным представителям составила 7% или 105 от всех заявителей. Четвертую позицию занимают Алданский, Верхнеколымский, Горный, Нерюнгринский, Томпонский улусы (районы), где в совокупности количество обращений составило - 165 или 12%. Обращения граждан из других муниципальных образований республики составили не более одного или двух процентов по каждому отдельно взятому району (см. таблицу 3).

 

Таблица 3.

 

География обращений поступивших в Аппарат

и к общественным представителям Уполномоченного

по правам человека в Республике Саха (Якутия)

 

 N

 Муниципальное образование 

В Аппарат
  УП в  
  РС(Я) 

   Через  
 обществ. 
представит.

Всего

 % 

1.

       Абыйский улус       

     -  

      -   

    -

 0%

2.

      Алданский район      

     2  

     38    

   40

 3%

3.

     Аллаиховский улус     

     6  

      5   

   11

 1%

4.

   Амгинский улус (район)  

     5  

     21   

   26

 2%

5.

      Анабарский улус      

     1  

      -   

    1

<1%

6.

       Булунский улус      

     9   

      -   

    9

 1%

7.

Верхневилюйский улус (район)

     3  

      2   

    5

<1%

8.

Верхнеколымский улус (район)

     -  

     41   

   41

 3%

9.

      Верхоянский улус     

     2  

     31   

   33

 2%

10.

       Вилюйский улус       

     3  

      -   

    3

<1%

11.

    Горный улус (район)    

     -  

     38   

   38

 3%

12.

   Жиганский улус (район)  

     -  

      2   

    2

<1%

13.

       Кобяйский улус      

     2  

      -   

    2

<1%

14.

       Ленский район       

    18  

     87   

  105

 7%

15.

  Мегино-Кангаласский улус 

    11  

      4   

   15

 1%

16.

      Мирнинский район     

    15  

     10   

   25

 2%

17.

       Момский район       

     -  

      1   

    1

<1%

18.

        Намский улус       

     4  

     14   

   18

 1%

19.

    Нерюнгринский район    

    28  

     17   

   45

 3%

20.

    Нижнеколымский улус    

     -  

      3   

    3

<1%

21.

      Нюрбинский улус      

     -  

     36   

   36

 2%

22.

      Оймяконский улус     

     8  

      -   

    8

 1%

23.

  Олекминский улус (район) 

     7  

     21   

   28

 2%

24.

      Оленекский улус      

     2  

      -   

    2

<1%

25.

Среднеколымский улус (район)

     1  

     25   

   26

 2%

26.

      Сунтарский улус      

     5  

    152   

  157

11%

27.

      Таттинский улус      

     1  

      2   

    3

<1%

28.

      Томпонский район     

     6  

     35   

   41

 3%

29.

    Усть-Алданский улус    

     5  

      7   

   12

 1%

30.

 Усть-Майский улус (район) 

     4  

     15   

   19

 1%

31.

      Усть-Янский улус     

     9  

     12   

   21

 1%

32.

     Хангаласский улус     

     7  

      -   

    7

<1%

33.

     Чурапчинский улус     

     2  

      1   

    3

<1%

34.

  Эвено-Бытантайский улус  

    11  

      5   

   16

 1%

35.

           Якутск          

   505  

    183   

  688

46%

 

           Всего:          

   681  

    808   

1 490

100%

 

По социальному портрету заявителей наибольшее число обращений в 2005 году поступило от пенсионеров - 302 (20%). Вторая значительная группа - инвалиды - 153 (10%). Затем в порядке убывания с жалобами, заявлениями обращались осужденные - 131 (9%), служащие - 93 (6%). Число коллективных заявлений достигло 35 (2%), что является достаточно весомым показателем, говорящим о массовых нарушениях прав.

Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны составили 37 заявлений, что составило 3% от общего числа обратившихся (см. таблицу 4).

 

Таблица 4.

 

Категории заявителей

 

 N

               Категория              

 Кол-во

Процентное
соотношение

 1.

Репрессированный/подвергшийся репрессии

     1 

    <1%   

 2.

Иностранный гражданин                 

     1 

    <1%   

 3.

Опекун                                

     1 

    <1%   

 4.

Пострадавший от радиации              

     1 

    <1%   

 5.

Работающий пенсионер                  

     1 

    <1%   

 6.

Лицо без гражданства                   

     3 

    <1%   

 7.

Сирота                                

     3 

    <1%   

 8.

Студент                               

     4 

    <1%   

 9.

Представитель малочисленной народности

     6 

    <1%   

10.

Индивидуальный предприниматель        

     9 

    <1%   

11.

Ветеран труда                         

    12 

     1%   

12.

По уходу                              

    12 

     1%   

13.

Многодетный                           

    13 

     1%   

14.

Ветераны ВОВ и приравненные к ним лица

    14 

     1%   

15.

Обвиняемый                            

    15 

     1%   

16.

Участники ВОВ и приравненные к ним лица

    23 

     2%   

17.

Безработный                           

    33 

     2%   

18.

Заключенный                           

    33 

     2%   

19.

Коллективная жалоба                   

    35 

     2%   

20.

Рабочий                               

    68 

     5%   

21.

Служащий                              

    93 

     6%   

22.

Осужденный                            

   131 

     9%   

23.

Инвалиды                              

   153 

    10%   

24.

Пенсионер                             

   302 

    20%   

25.

Другие                                

   523 

    35%   

 

Итого:                                

 1 490 

   100%   

 

Обращения жителей республики можно систематизировать по тематическим группам. В 2005 году наиболее острыми для граждан Республики Саха (Якутия) являлись вопросы реализации права на жилище. В сумме они составили 404 обращения.

Другая важная для заявителей тема - трудовые права, количество обращений по которым составило 228.

На третьем месте - вопросы социальной защиты населения и, прежде всего, вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения и предоставления социальных льгот. В сумме они составили 124 обращения.

Далее идут обращения по вопросам несогласия с судебным решением, приговором - 109, вопросы собственности на землю - 52, нарушения уголовного производства - 42 и т.д. (см. таблицу 5).

 

Таблица 5.

 

Тематика обращений граждан

 

 N

       Тематика обращения (жалобы)      

Кол-во

Процентное
соотношение

 1.

Вклады                                  

   1 

    <1%   

 2.

Подача надзорной жалобы                 

   1 

    <1%   

 3.

Нарушение избирательного права          

   1 

    <1%   

 4.

Об оказании юридической помощи          

   1 

    <1%   

 5.

Семейное право                          

   1 

    <1%   

 6.

Нарушение гражданского судопроизводства 

   2 

    <1%   

 7.

Приватизация земли                      

   2 

    <1%   

 8.

Пытки                                   

   4 

    <1%   

 9.

Затягивание судебного процесса          

   5 

    <1%   

10.

Льготы по коммунальным услугам           

   6 

    <1%   

11.

Льготы: транспорт                       

   9 

    <1%   

12.

Вопросы по правам детей                 

  10 

     1%   

13.

Гражданство                             

  13 

     1%   

14.

Жилье: приватизация                      

  13 

     1%   

15.

Не жалоба                               

  18 

     1%   

16.

Льготы: другое                          

  17 

     1%   

17.

Жилье: учет                             

  26 

     2%   

18.

Нарушение правил содержания             
осужденных/обвиняемых                   


  27 


     2%   

19.

Нарушение органами УВД, прокуратуры     

  29 

     2%   

20.

Нарушение уголовного производства       

  42 

     2%   

21.

Земельный вопрос                         

  50 

     3%   

22.

Исполнительное производство             

  52 

     3%   

23.

Выплаты                                 

  52 

     3%   

24.

Жилье: непредоставление                 

  68 

     4%   

25.

Пенсионное обеспечение                   

  92 

     5%   

26.

Несогласие с судебным решением,         
приговором                              


 109 


     6%   

27.

Нарушение трудовых прав                 

 228 

    12%   

28.

Нарушение жилищных прав                  

 297 

    16%   

29.

Другое                                  

 678 

    36%   

 

Таким образом, как показывает общий анализ, в целом в 2005 году наблюдается значительный рост количества обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) и его общественным представителям, что, в свою очередь, указывает на растущую информированность населения о деятельности данного правозащитного института, а также на общий рост уровня политической и правовой культуры жителей республики.

 

Раздел II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ

СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ

 

"Социальное государство обязано поддерживать

абсолютное равенство в правах для всех различных

общественных классов, для отдельной частной

самоопределяющейся личности посредством своей власти.

Оно обязано способствовать экономическому и общественному

прогрессу для своих граждан, ибо, в конечном счете,

развитие одного выступает условием развития другого,

и именно в этом смысле говорится о социальном государстве."

(Лоренц фон Штейн)

 

Коренные изменения, происшедшие в нашей стране в начале 90-х годов, с особой остротой поставили перед политиками, учеными, гражданами страны вопрос о характере российского общества и государства.

Лицо современного общества и государства определяет уровень и качество жизни человека, удовлетворение его основных потребностей, гарантированность и реализацию прав и свобод.

Одним из основополагающих положений, нашедших свое отражение в тексте Конституции, было утверждение, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Кроме того, идея социальной государственности также нашла свое отражение в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации. Что касается нормативно-правового развития Республики Саха (Якутия), то в Основном Законе республики положение о социальном государстве не было обозначено. Однако в Конституции Республики Саха (Якутия) сказано, что "Государство имеет основной целью и задачей создание условий для материального благосостояния и духовного развития народа, равных возможностей всем гражданам", что также подтверждает социальную ориентацию нашей республики.

В 2000 году произошло изменение социальной концепции. Была выдвинута идея субсидиарного государства как антитеза социальному государству, и начала складываться либеральная концепция социальных реформ, направленная на децентрализацию социальных функций государства.

Наконец, апогеем складывающихся новых отношений в сфере социального развития стало принятие нового Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004, определяющего совершенно иные механизмы взаимодействия между федеральными, региональными и местными органами власти в решении социальных проблем граждан. По сути дела этот законодательный акт послужил началом открытия нового этапа в становлении социального государства, предполагающего сокращение многих социальных программ и передачу основной массы ответственности за социальное благополучие граждан региональным органам государственной власти и муниципальной власти.

Таким образом, на фоне всех этих глобальных изменений в сфере социальной политики весьма значимым является вопрос соблюдения социальных прав граждан республики, поскольку он является одним из определяющих факторов стабильного развития общества в целом.

Как уже отмечалось, в широком смысле социальное государство - это государство, которое выделяет в качестве главных приоритетов социальную защиту граждан, направленную на создание достойных условий для жизни человека. Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека. В действующем социальном законодательстве понятие "социальная защита" используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размеров трудовых взносов и т.д. Следовательно, социальная защита населения - это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества. Из этой формулы следует, что проблематика социальной защиты населения гораздо шире круга вопросов, решаемых социальным обеспечением, а последнее можно рассматривать как важнейшую составляющую первой.

 

2.1. Защита прав пенсионеров

 

Одной из наиболее острых проблем в сфере социальной защиты является пенсионное обеспечение.

Возрастная структура населения всегда предъявляет свои требования к социальной политике государства, так как большое число пожилых людей требует значительных затрат на их пенсионное обеспечение. Устойчивое функционирование пенсионной системы - залог социальной стабильности в обществе.

Пожилые якутяне часто обращаются в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) с заявлениями на неправильное начисление им пенсий. Подобные заявления требуют тщательной проверки, консультаций со специалистами. Кроме отдельных случаев факты неправильного начисления пенсии не находят подтверждения. Причины недовольства пенсионеров, как правило, кроются не в ошибках расчетов при начислении им пенсий, а в существе норм пенсионного законодательства.

Одной из основных проблем является неопределенность в определении размера районного коэффициента при начислении пенсий. Эта проблема носит острый характер в г. Нерюнгри, где по состоянию на 23.11.2005 около 20 000 пенсионеров обратились в суд с заявлениями о перерасчете пенсий.

Поводом для обращения в суд пенсионеров Нерюнгринского района явилось применение Управлением Пенсионного Фонда в Нерюнгринском районе районного коэффициента 1,4 вместо 1,7. По состоянию на 23.11.2005 вынесено 20 350 решений по искам пенсионеров Нерюнгринского района, пересчитано 17 994 пенсий. Уполномоченный по правам человека однозначно придерживается позиции защиты приобретенных прав пенсионеров.

Одной из основных причин наличия данной проблемы является отсутствие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации такой порядок должен быть принят Правительством РФ. Аналогичное правило содержится и в статье 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1. В настоящее время Правительством Российской Федерации такой нормативный правовой акт не принят, в связи с чем применяется статья 423 Трудового кодекса Российской Федера