Доклад о деятельности в 2011 году

 ДОКЛАД

О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2011 году

 

Введение

 

«Предоставь всем другим людям те же права,

которых ты добиваешься для себя, - вот мое учение».

Томас Пейн*

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение.

Однако исключительная важность Конституции, ее самоценность для общества предопределяет и необходимость единообразной трактовки норм Основного закона республики. По-настоящему эффективно работать на благо всех членов общества нормы Конституции могут лишь при условии их единого понимания и применения всеми, кто использует их на практике. Будь то государственные или муниципальные служащие либо рядовые граждане. Такую единую трактовку статей Конституции впервые в истории республики дали разработчики «Комментария к Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия)», среди которых и Уполномоченный по правам человека в РС(Я) Захарова Федора Николаевна, презентовавшие свой труд 26 апреля в Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС(Я) накануне Дня республики.

Настоящий Доклад о деятельности государственного правозащитника подготовлен в соответствии на основании статьи 30 республиканского закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)». Он стал девятым с момента создания института Уполномоченного по правам человека в республике 04 марта 2003 года.

Цельюнаписания Доклада является информирование руководства республики, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц Республики Саха (Якутия), населения о существующих проблемах соблюдения конституционных прав и свобод граждан, а также о необходимых мерах по их решению, т.к., выполнив свою конституционную обязанность по уплате налогов, население имеет право требовать качество предоставляемых государственных услуг.

2011 год был историческим с точки зрения дальнейшего развития правозащитного движения в Российской Федерации и в республике в связи со встречей с Верховным Комиссаром ООН по правам человека Н. Пиллэй, а также с 60-летием Конвенции ООН о статусе беженцев и 50-летием Конвенции о сокращении безгражданства.

Международное сотрудничество государственного правозащитника Республики Саха (Якутия) в области защиты прав человека вышло на самый высокий уровень. 18 февраляУполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) в г.Санкт-Петербурге приняла участие во внеочередном заседании Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, созванном для встречи с Верховным комиссаром ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй.

Верховный комиссар ООН рассказала собравшимся о содействии Управления Верховного комиссара ООН по правам человека институтам защиты прав человека на национальном и местном уровнях. Н.Пиллэй также ответила на вопросы участников заседания Координационного совета, в том числе Омбудсмана Якутии о ходе работы по ратификации Российской Федерацией Декларации ООН о правах коренных народов, а также о формах и методах взаимодействия Управления Верховного комиссара ООН по правам человека с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации.

29 июняполучена долгожданная правозащитная литература из Офиса Старшего советника по правам человека при системе ООН в РФ Дирка Хебеккера.

Здесь имеется и знакомый справочник для гражданского общества «Как работать по Программе ООН в области прав человека» и другие заказанные брошюры и диски. Таким образом, Библиотека Уполномоченного по правам человека уже второй раз за год обновилась с помощью международных институтов по защите прав человека. Следует отметить, что литература уже переведена на русский язык и бесплатно передана для использования.

01 апрелясостоялась встреча Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) Федоры Захаровой с Представителем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Геше Карренброк.

Стороны обменялись мнениями: Г-жа Карренброк проинформировала о двух основных направлениях работы: по защите беженцев и по уменьшению лиц без гражданства. Особенно обратила внимание на информирование таких лиц об их правах. Омбудсман республики поделилась своей обеспокоенностью по поводу отсутствия отдельного федерального регулирования по упрощенному порядку приобретения гражданства Российской Федерации бывшими гражданами СССР, а также по праву на образование (в части доступа к ЕГЭ) детей лиц без гражданства. Г-жа Карренброк ответила на вопросы сотрудников Аппарата Уполномоченного по правам человека, выразив общее удовлетворение высокой степенью взаимодействия органов власти, Омбудсмана, Адвокатской палаты РС(Я) по защите прав мигрантов.

Стороны договорились о начале сотрудничества, в первую очередь, информационного характера, а также по правовому просвещению и взаимодействию по делам с другими государствами. 11 ноября состоялся Круглый стол, посвященный проблемам миграции, с участием Г. Карренброк. В ходе оживленной дискуссии были обсуждены вопросы соблюдения прав мигрантов в контексте правоприменительной практики, в т.ч. возникающих при этом межнациональных отношений, с участием представителей органов государственной власти, общественных и правозащитных организаций, национальных общин. 13 декабря Уполномоченный по правам человека в РС(Я) выступала на Круглом столе Офиса Верховного комиссара ООН в г. Москве с участием представителей ФМС России, СМИ.

12 апреля Европейский суд по правам человека(Страсбург) удовлетворил жалобу Алексея Гомзякова, присудив 7 200 евро в качестве морального ущерба за долгое (6 лет) неисполнение решения суда от 10.06.2003 о предоставлении благоустроенной квартиры в г. Якутске и еще 50 евро на судебные расходы.  Мы должны уважать свои законы и решения судов в пользу человека. Может, этот показательный пример приведет к тому, что чиновники будут более ответственно и, наконец, более оперативно относиться к  исполнению судебных решений в защиту прав личности?

Была проведена работа по возмещению государством морального (через Якутский городской суд от 16.05.2011)и материального вреда (через Жиганский районный суд от 27.12.2011),причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц реабилитированной жительнице с. Намцы Намского улуса Санниковой Ф.А. по оправдательному приговору Жиганского районного федерального суда от 10.02.2010, вступившему в законную силу 27.05.2010. Это дело - показатель постепенного изменения отношения к человеку, пострадавшему от государства, не прибегая к помощи извне государства, и пример для других.

4 мая состоялась первая встреча Уполномоченного по правам человека с Президентом РС(Я) Егором Борисовымпо итогам деятельности государственного правозащитника в 2010 году.

2011 год – год выборов в Государственную Думу. IXреспубликанский правозащитный семинар от 11.11.2011 был посвящен защите избирательных прав граждани проведен с участием Вице-президента РС(Я), Председателей ЦИК и Верховного суда РС(Я), представителей прокуратуры, других органов власти, в т.ч. с участием представителей ГО «Якутск», общественности, молодежи, СМИ. В частности, в докладе Уполномоченного по правам человека в РС(Я) (размещен на официальном сайте) было указано, что «Выборы показывают неэффективность норм избирательного законодательства, запрещающих использовать преимущества должностного или служебного положения в агитационной кампании… На основании п. 3 статьи 3 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Следует обратить внимание на высокий уровень латентности правонарушений, направленных в разных формах на понуждение избирателей к участию в голосовании. Чаще всего понуждение завуалировано под содействие проведению выборов...».

Выборы в Государственную Думу ФС РФ 04.12.2011 прошли с большим количеством  нарушений избирательных прав человека в целом по стране и по Республике Саха (Якутия), связанных с использованием административного ресурса. При этом Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) считает, что избиратели сделали свой выбор, выразили свою волю, и нет оснований подвергать сомнению подавляющее большинство голосов, тем более, что по республике было много наблюдателей и не было жалоб о случаях фальсификации итогов выборов (во всяком случае, такие факты нам неизвестны). Основной итог выборов – начало действий гражданского общества по пути к реализации своего основного политического права в управлении страной. Люди хотят быть услышанными властью.

К республиканскому правозащитнику не поступало жалобы, но мы читали в СМИ (например, «Саха сирэ» от 29.03.2012), видели на форумах, что в основном во время предвыборной агитации были нарушения со стороны власти по организации избирательного процесса, что продолжилось и после установления итогов выборов. Но переписка правозащитника с ЦИК РС(Я) и Главой ГО показывает, что должностные лица администрации столицы вообще не ведают, что грубо попирают принцип свободного народного волеизъявления, а ЦИК РС(Я) не видит нарушения прав горожан и характеризует действие должностного лица, как «факт самодеятельности». Ни один избиратель не может быть принужден кем бы то ни было объявить, как он намерен  голосовать или как он голосовал за кандидата (кандидатов), списки кандидатов.

 

Доклад составлен на основе изучения и анализа информации, изложенной в жалобах, заявлениях и других обращениях граждан к Уполномоченному по правам человека и выводов, сделанных после их рассмотрения. В основу Доклада легли также сведения, полученные правозащитным органом и общественными представителями на местах в ходе проведения личного приема, посещения организаций, учреждений и мест заключения.

Уполномоченный по правам человека выражает искреннюю благодарность всем гражданам, общественным объединениям, общественным представителям, оказавшим содействие, а также государственным органам за сотрудничество при подготовке ежегодного Доклада: начальнику Следственного управления Следственного комитета РФ по РС(Я) Мезрину О.А., прокурору Якутской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РС(Я) Васильеву А.Е., заместителю Министра  внутренних дел по РС(Я) Кондакову С.П., начальнику Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по РС(Я) Иноземцеву С.В., заместителю начальника Управления Федеральной миграционной службы по РС(Я) Высоких В.В., начальнику Управления Судебного департамента в РС(Я) Пестрякову Н.Н.,  заместителю руководителя Управления федеральной службы судебных приставов по РС(Я) Григорьевой Н.Н., Министру архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Дереповскому С.Я., заместителю Министра труда и социального развития РС(Я) Синцовой В.В., Министру образования РС(Я) Владимирову А.С.,  заместителю Министра финансов РС(Я) Багынанову В.Н., Директору муниципального казенного учреждения «Департамент жилищных отношений» городского округа «Город Якутск» Александровой А.Н.

Настоящий Доклад направляется в государственные органы, в СМИ, на официальный сайт, другим должностным лицам и организациям.

 

РАЗДЕЛ I. Статистика и общий анализ обращений

 

«Посмотришь снизу вверх – увидишь много;

посмотришь сверху вниз – увидишь ещё больше;

посмотришь внутрь – увидишь всё».

(Хомуций)*

 

Обращения граждан, поступающие к Уполномоченному правам человека в Республике Саха (Якутия), являются весьма важным индикатором состояния соблюдения и реализации прав человека в республике. Изучение и комплексный статистический анализ поступивших обращений по различным параметрам дает возможность определить наиболее острые проблемные точки, требующие решения и  пристального внимания всех уровней политической власти и контроля со стороны общества.

Всего в  2011 году к Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) поступило 1803 (АППГ – 1810) обращения, из них872(836) - через аппарат, 931(974) -  через общественных представителей.

 

Таблица №1

 

Всего поступило обращений (2011/2010)

1803 (-0,4%)(1810)

в т. ч. через общественных представителей

в т. ч. через Аппарат

931 (-4,4%) (974)

872 (+4,3%)(836)

 

Как обращаются?

 

Таблица №2

 

№ пп

Форма обращения (2011/2010)

Аппарат

1.

письменная, в т.ч.

845 (96,9%)(+4,8%)(806)

 

- получено по электронной почте

68 (7,8%)(283,3%) (24)

2.

устная

27 (3,1%)(-10%) (30)

3.

получено на личном приеме

290 (33,3%)(+31,2%) (221)

 

Всего

872(+4,3%) (836)

 

 

Обращения людей поступают по различным информационным каналам: по обычной и электронной почте, непосредственной доставкой заявителями, через общественных представителей Уполномоченного по правам человека в городах и улусах (районах), путем непосредственного общения с гражданами на личных приемах, во время проведения выездных приемов. Увеличилось в 2,8 раза обращение по электронной почте. Необходимо отметить и постоянную «Прямую связь» должностного лица республики с населением, в т.ч. с использованием автоответчика, что положительно оценивается абонентами.

 

Личный прием

 

Информация о времени и месте личного приема ежемесячно обновляется на официальном Интернет-сайте Уполномоченного по правам человека: http://sakha.gov.ru, а также вывешивается на стенде и доводится до сведения граждан при записи на прием по телефону 34-51-08. Количество обращений через личный прием увеличилось на одну треть и составило 290. По каким вопросам обращались, видно из впервые приведенной таблицы.

 

Таблица №3

 

п/п

Тематика обращений

Всего обратились

Результат по обращениям

С участием должностных лиц

 

С выездом

Удовл.

Неуд.

1.

Трудовое право

38

38

-

1

1

2.

Жилищное право

77

77

-

16

20

3.

Социальное обеспечение

15

15

-

8

5

4.

Уголовное дело.

Исполнение наказаний

71

71

-

18

21

5.

Исполнительное производство

21

21

-

1

-

6.

Природные ресурсы.

Охрана окружающей среды

12

12

-

-

-

7.

Гражданское право

19

19

-

-

-

8.

Информация и информатизация

3

3

-

1

-

9.

Хозяйственная деятельность

2

2

-

-

-

10.

Семья

4

4

-

-

-

11.

Конституционный строй

13

13

-

-

-

12.

Оборона

8

8

-

-

-

13.

Здравоохранение

7

7

-

3

9

 

Всего:

290

290

-

48

56

 

Как видно из настоящей таблицы, в 2011 г. была опробована новая форма общения с заявителями, как приглашение специалистов, и увеличилось количество выездных приемов. Например, 06.05.2011 по обращениям о непредоставлении жилья после сноса дома прием велся совместно с директором МУ «Департамент жилищных отношений» ГО «Город Якутск» А.Н. Александровой. Заявителям была предоставлена возможность лично пообщаться и найти пути взаимного компромиссного решения либо на судебную защиту прав.

В качестве яркого примера ведения дела является обращение гр. Черепановой А.У., проживающей по адресу: г.Якутск, Сергеляхское шоссе, 11 км., д.5, с жалобой на бездействие администрации ГО «Город Якутск» по расселению жильцов.

Уполномоченный по правам человека долго вела работу с администрацией ГО «Город Якутск», в результате дом был признан аварийным, некоторые жильцы расселены, но даже судебные решения в пользу отдельных жильцов не разрешили полностью проблему предоставления другого жилья. При этом оголилась еще одна проблема, которую не смогли решить ни в досудебном, ни в судебном порядке: это вопрос о норме предоставления жилья одиноко проживающим малоимущим гражданам.

Уполномоченный по правам человека после личного приема обратилась в Конституционный суд республики с ходатайством о проверке конституционности  постановления Городского собрания депутатов г. Якутска о норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения из-за ущемления прав для одиноко проживающих граждан в связи с отсутствием отдельной нормы. Правозащитница добилась, чтоПостановлением Конституционного суда РС(Я) от 24.06.2011 №3-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 постановления городского Собрания депутатов города Якутска от 16.09.2005 ПГС №36-17 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» (в редакции решения Якутской городской Думы от 25.02.2009 №РЯГД-15-1)» подтвержден пробел в муниципальном акте, что приводит на практике к ограничению прав одиноко проживающих граждан. На основании изложенного депутаты города дополнили указанное постановлениеположением об установлении нормы предоставления, учитывающей жилищные потребности одиноко проживающих малоимущих граждан, исходя из которых определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в два раза выше ранее установленной общей нормы и составляет 24 кв. м. Нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 31.08.2011 №13-НПА «О внесении изменений и дополнений в постановление городского Собрания депутатов города Якутска от 16.09.2005 ПГС-36-17 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» (принят решением Якутской городской Думы от 31.08.2011 № РЯГД-37-3) вступил в силу 06.09.2011.

Таким образом, защищены права неопределенного круга лиц.

Даже после всех положительных судебных решений жильцы указанного жилого дома не могут до сих пор реализовать право на достойное жилье. Администрация МКУ «Департамент жилищных отношений» ГО «Город Якутск» всеми способами препятствует скорейшему решению жилищного вопроса заявителей, несмотря на действующий Федеральный закон от 30.04.2010 №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

 

Другой пример: во время выездного приема Уполномоченного по правам человека – попечителя детского онкогематологического отделения 01.06.2011 с жалобой (вх.№3127-УП) об отсутствии тепла в жилом помещении обратилась гр. С. из п. Мохсоголлох Хангаласского улуса,ул. Соколиная, 4, где сообщалось, что она проживает в двухкомнатной квартире с 1992 года с семьей из четырех человек, в том числе пятилетняя дочь, которая болеет лейкозом. В жилом помещении в зимний период времени очень холодно. Заявительница неоднократно обращалась с заявлениями об оказании содействия по ремонту жилого дома, в котором разошлись швы. Хотя поставили на учет граждан, нуждающихся в ремонте жилых домов, но ремонт не был произведен.

После обращения Уполномоченного по правам человека в адрес Главы п. Мохсоголлох, заявительнице произведен капитальный ремонт жилого помещения.

К правозащитнику регулярно обращались близкие родственники осужденных с просьбой оказать содействие по условно-досрочному освобождению. Так, обратился гр. Г. (вх.№3056-УП от 18.03.2011) в интересах своего сына А., отбывающего наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по РС(Я).

Было подготовлено ходатайство на условно-досрочное освобождение в Хангаласский районный суд. При рассмотрении в суде вопроса об условно-досрочном освобождении учтено ходатайство правозащитника и принято положительное решение. Но в последующем через участие правозащитника в работе комиссий учреждений по «социальным лифтам» эти обращения ушли на убыль.

        

Кто обращается за помощью?

 

 

 

Таблица №4

 

№ пп

Пол заявителя (2011/2010)

Аппарат УП

1.

мужской

439 (50,3%)(-0,9%) (443)

2.

женский

397 (45,5%) (+8,4%)(366)

3.

коллективное

36 (4,1%) (+33,3%)(27)

 

Всего:

872(+4,3%) (836)

 

 

 

 

         Количество коллективных обращений увеличилось на одну треть и составило 36, что является высоким показателем, кроме того общественными представителями рассмотрено 87 коллективных заявлений.

        

Таблица №5

 

№ пп

Категория заявителя

Аппарат

ОП*

Всего

  1.  

работники, должностное лицо, безработный, ветераны труда

104 (10,9%)

329 (35,3%)

433(22,9%)

  1.  

осужденный, подсудимый, подследственный, обвиняемый, подозреваемый

266 (27,8%)

0

266(14,1%)

  1.  

члены семьи, многодетные семьи, дети

133 (13,9%)

89 (9,6%)

222 (11,8%)

  1.  

пенсионеры

36 (3,8%)

174 (18,7%)

210 (11,1%)

  1.  

коллективное

36 (3,8%)

87 (9,3%)

123 (6,5%)

  1.  

инвалиды, инвалиды с детства (после 18 лет), ребенок-инвалид (до 18 лет)

32 (3,3%)

91 (9,8%)

123 (6,5%)

  1.  

истец, ответчик, потребитель

93 (9,7%)

0

93 (4,9%)

  1.  

инвалиды ВОВ, ветераны ВОВ и приравненные к ним лица, ветеран тыла

15 (1,6%)

48 (5,2%)

63 (3,3%)

  1.  

собственники

60 (6,3%)

0

60 (3,2%)

  1.  

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

19 (2%)

36 (3,9%)

55 (2,9%)

  1.  

представители народностей

0

55 (5,9%)

55 (2,9%)

  1.  

наниматели

39 (4,1%)

0

39 (2,1%)

  1.  

малоимущие, лица без определенного места жительства

13 (1,4%)

22 (2,4%)

35 (1,9%)

  1.  

потерпевший

30 (3,1%)

0

30 (1,6%)

  1.  

другие

18 (1,9%)

0

18 (1%)

  1.  

лицо без гражданства,  граждане других государств (иностранцы)

14 (1,5%)

0

14 (0,7%)

  1.  

вкладчики, обманутые дольщики

13 (1,4%)

0

13 (0,7%)