Выступление на коллегии УФМС России по РС(Я)

Выступление Уполномоченного по правам человека в РС(Я)

на коллегии УФМС России по РС(Я) по итогам 2013 года

на тему:

«Соблюдение прав человека в сфере миграционных отношений»

 

Уважаемый Игорь Александрович!

Уважаемые участники заседания!

 

Буквально два месяца назад, 9 декабря 2013 года, в г.Москве, под председательством Уполномоченного по правам человекав РФ В.П.Лукина состоялось заседание Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, посвященное обсуждению проблем внутренней и внешней миграции, с участием руководителя Федеральной миграционной службы России К.О. Ромодановского.

Открывая заседание, Уполномоченный по правам  человекаВ.П. Лукин отметил, что проблемы внутренней и внешней миграции в последнее время оказались в центре внимания российской общественности и органов государственной власти нашей страны. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, станут они и одной из главных тем на саммите «восьмерки» летом 2014 года в г. Сочи.

В связи с этим важнейшей задачей является выработка оптимальной миграционной политики государства и адекватного отношения общества к мигрантам, позволяющие им овладеть правовыми, языковыми, культурными, поведенческими навыками, необходимыми для жизни вдали от дома.

 

На территории республики в 2013 году наблюдается общая тенденция, характерная для Российской Федерации. Это увеличение миграционного притока из стран дальнего и ближнего зарубежья. Эта тенденция наблюдается на протяжении ряда лет и обусловлена намерением иностранных граждан трудоустроиться в республике.

Вместе с тем, увеличение миграционного потока в республику не вызвало рост жалоб по вопросам гражданства, нарушения паспортного и визового режимов. Тематику обращений к Уполномоченному по правам человека в данной сфере составляли вопросы гражданства, паспортного и визового контроля.

Сложившаяся с 2011 года тенденция снижения количества обращений в адрес Уполномоченного по правам человека в РС(Я) по вопросам в указанной сфере отмечается и в 2013 году. Основными причинами снижения количества обращений являются изменение законодательства, в частности упрощение приобретения гражданства РФ отдельными категориями лиц, принятие ФМС России мер по нормативной организации своей деятельности.

Как показывает анализ рассмотренных Уполномоченным по правам человека обращений, причинами обращений к правозащитнику в основном является формальный и бюрократический подход в работе с обращениями заявителей, недостаточная информированность заявителей о порядке оформления необходимых документов, проявление к ним неуважительного отношения со стороны отдельных сотрудников Управления Федеральной миграционной службы России по РС(Я).

 

Так, в 2013 году к Уполномоченному по правам человека обратилась гр-ка Д., проживающая в Ленском районе, об оказании содействия в приеме в гражданство РФ ей и троим детям. В своем обращении заявитель указала, что в 1995 году приехала в Якутию из Украины и все эти годы пыталась получить гражданство РФ. Выехать на Украину для получения справки о принадлежности (непринадлежности) к гражданству Украины не имеет возможности ввиду материальных затруднений. Неоднократно обращалась за содействием в территориальный орган УФМС России по РС(Я) в Ленском районе. Однако там ограничились лишь получением расписки у заявителя о разъяснении прав и обязанностей иностранного гражданина и информировании об изменении адреса консульского отдела в г. Новосибирске. Только обращение Уполномоченного по правам человека в адрес Генерального консула Украины в г. Новосибирске позволило сдвинуть дело с мертвой точки. Генеральный консул Украины в г. Новосибирске направил в адрес правозащитника справку о гражданстве заявителя.

 

Другим примером содействия правозащитника в вопросе приобретения гражданства РФ является рассмотрение жалобы гр. Ч., проживающего в Оймяконском районе республики. В 1999 году заявитель принял гражданство Украины и оформил выход из гражданства РФ. В 2001 году заявитель вновь приобрел гражданство РФ и получил паспорт гражданина России. В 2011 году обратился с заявлением о замене паспорта, однако сотрудники миграционной службы изъяли паспорт гражданина РФ, мотивируя тем, что им не оформлен выход из гражданства Украины. В этой ситуации сотрудники УФМС России по РС(Я) в Оймяконском районе заявителю предложили восстановить паспорт гражданина Украины ввиду того, что журналы регистрации корреспонденции, заявлений о принятии гражданства и уничтожения паспортов отсутствуют, тогда как заявитель еще в 2000 году обратившись с заявлением о приобретении гражданства РФ сдал этот паспорт и заявление о выходе из гражданства Украины в паспортную службу. Правозащитник, изучив собранные материалы и руководствуясь стремлением в восстановлении справедливости, обратился за содействием к Генеральному консулу Украины в г. Новосибирске. В ответ на обращение омбудсмена поступил бланк заявления и реквизиты для оплаты консульского сбора для проведения последующей проверки консульством в целях получения из Украины справки о принадлежности (непринадлежности) к гражданству Украины, которые переданы заявителю.

 

Хотелось бы надеяться, что это всего лишь частности. В целом же в сфере миграционного законодательства на территории республики в 2013 году не допущены массовые и грубые нарушения прав и свобод граждан. Вместе с тем, имеется ряд проблемных вопросов, решение которых находится в ведении органов ФМС России.

 

В рамках вышеназванного заседания Координационного совета российских уполномоченных по правам человека с участием руководителя Вашего ведомства Ромодановского К.О. мною были озвучены следующие проблемные вопросы, требующие решения.

 

1. Отсутствие в республике специального учреждения для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ по решению суда.

Так, проведенная в октябре 2013 года мною проверка спецприемника показала, что половину из числа лиц, содержащихся за совершение административных правонарушений, составляют иностранные граждане, подлежащие депортации за пределы РФ. Условия содержания указанных лиц не отвечают требованиям федерального законодательства (несоблюдение санитарной нормы на каждого человека) ввиду отсутствия специального учреждения для указанных граждан, что также влечет нарушение прав граждан РФ, содержащихся в спецприемнике за совершение других административных правонарушений.

 

2. Изменение механизма квотирования на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам.

Анализ показывает, что заявочный порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам устарел и требуется его совершенствование, так как данный порядок порождает массу злоупотреблений со стороны работодателей и большое количество иностранных граждан трудятся у нас в республике нелегально. Необходимо отказаться от заявочного порядка, квоты устанавливать по отдельным видам экономической деятельности, из отдельных государств и по отдельным профессиям с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

 

3. Создание межведомственного института переводчиков. Возрастающее количество проводимых проверочных мероприятий с целью выявления фактов нарушений миграционного законодательства, и соответственно, необходимость составления административных материалов в отношении иностранных граждан-правонарушителей с участием переводчиков, а также участия последних в судебных заседаниях, подтверждает необходимость создания такого института.

 

Константин Ромодановский на этот наш вопрос ответил, что такие центры переводчиков  уже есть в 24 субъектах РФ, а еще в 27 субъектах будут введены скоро.

Кроме того, он же заверил, что эти и другие прозвучавшие на заседании предложения будут изучены и обобщены в ФМС России.

 

Надеюсь, что указанные проблемные вопросы в сфере деятельности работы уполномоченного органа будут приняты во внимание и устранены. В качестве рекомендации, со своей стороны, предлагаю УФМС России по РС(Я) обратить более пристальное внимание на информирование граждан о своей деятельности, о порядке и сроках оформления требуемых в соответствии с миграционным законодательством документов, стараться во всех случаях проявлять уважительное отношение к людям, обратившимся в ваш адрес.

Выражаю надежду, что в 2014 году взаимодействие между Уполномоченным по правам человека в РС(Я) и УФМС России по РС(Я) в сфере миграционного законодательства будет продолжено на высоком уровне. В связи с этим, считаю, что настало время продолжить взаимное сотрудничество в рамках Соглашения о взаимодействии.

 

Спасибо за внимание!